ГОРЬКАЯ СУДЬБА АЛЕКСЕЯ САВРАСОВА.
Картину «Ранняя весна. Оттепель» Алексей Кондратьевич Саврасов написал в полной нищете, скитаясь по ночлежкам и перебиваясь случайными заработками
Эта картина изображает только что начавшуюся весну, когда снег ещё лежит, но уже постепенно тает, и вся природа пробуждается ото сна. На высоких деревьях уже вьют свои гнёзда прилетевшие грачи, заполняя своим карканьем всё окружающее пространство.
Этот скромный сельский пейзаж словно переносит зрителя в хмурое весеннее утро, заставляя ощутить дуновение свежего ветерка и запах талого снега. Эта лиричная картина создана настолько реалистично, что кажется фотографией.
«Ранняя весна. Оттепель» Саврасова очень напоминает другое его произведение — «Грачи прилетели», которое получило мировую славу и стало культовым в национальном искусстве. Тогда художник регулярно участвовал в экспозициях "Товарищества передвижных художественных выставок", много путешествовал и выставлялся в Европе на Всемирных выставках.
Однако постепенно жизнь художника начала наполняться проблемами, которые ввели его в глубокую депрессию. Он стал злоупотреблять алкоголем, в результате чего развалилась его семейная жизнь. Оставшись в одиночестве, Саврасов окончательно пошёл ко дну.
Он потерял работу в училище и скитался по ночлежным домам, перебиваясь случайными заработками. Мастер продолжал писать на заказ, но продавал свои картины за копейки, а всё заработанное пропивал.
Иногда Саврасов приходил в себя и обращался за помощью к бывшим коллегам:
В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в грибковской мастерской в рубище. Ученики радостно встречали знаменитого художника и вели его прямо в кабинет к С. И. Грибкову (русскому художнику, мастеру жанровой, исторической и портретной живописи, автору росписей храмов). Друзья обнимались, а потом Алексея Кондратьевича Саврасова отправляли с кем-нибудь из учеников в баню к Крымскому мосту, откуда он возвращался подстриженный, одетый в белье и платье Грибкова, и начиналось вытрезвление… Живёт месяц, другой, а потом опять исчезает, ютится по притонам, рисуя в трактирах, по заказам буфетчиков, за водку и еду, — писал Владимир Гиляровский.
Живя в таких условиях, художник постепенно слабел и рисовал всё меньше, наполняя картины нотами тоски и безысходности. Почти все его работы того периода осели в частных коллекциях.
Незадолго до смерти Саврасов сфотографировался в фотоателье мужа своей дочери. Считается, что это последнее его фото.
Алексей Саврасов умер в полной нищете в больнице для бедных на Хитровке в 1897 году в возрасте 67 лет. На его похороны пришла только горстка его знакомых из ночлежки, да несколько студентов училища. Проводить друга и учителя в последний путь приехал и Левитан, который сам уже был безнадёжно болен.
Хотя жизнь Саврасова закончилась трагически, он оставил нам богатое культурное наследие, на котором выросло уже не одно поколение. Художник был первым, кто находил прекрасное в "кисельной уездной грязи", бездорожье, сером весеннем снеге и научил будущие поколения живописцев видеть красоту там, где раньше её не замечали.
Ученик Саврасова Иссак Левитан так писал о своём учителе:
«…с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Он создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Источник: "Картины с историей".